Четвёртый Константинопольский собор


869 - 870 годы         ТурцияТурция, Стамбул

Турция, Константинополь

В том, что касается Вселенских соборов Греко-Православный Восток и Латинский Запад кажется расходятся во взглядах, в особенности относительно значения, которое собой представляет VIII Вселенский собор. Как греко-православные, так и римо-католики принимают первые семь Вселенских соборов. Однако кроме этих семи Вселенских соборов римо-католики насчитывают и еще достаточное число других соборов, общее число которых составляет 21, и так называемый II Ватиканский собор состоявшийся совсем недавно.

Православная Церковь не признает других Соборов кроме семи, пусть даже она приемлет некоторые из них, которые имели место после этих соборов и которые названы «Вселенскими». (Как это оказывается исходя из их Деяний). Одним из них является так называемый Восьмой Вселенский собор, или IV Константинопольский (879-880).

Римо-католические ученые-академики ошибочно выносили суждения, что православные не созывали, и конечно же что они не могли созывать, других Вселенских соборов свыше семи, после их отделения в 1054г. от Римской кафедры. Это суждение является совершенно несправедливым и совершенно неверным. Недостающее число не влечет за собой недостаточность в осуществлении. Православный исторический путь Соборов, сами соборные документы, наглядно доказывают то, что и после первых Семи Вселенских соборов состоялись некоторые Вселенские соборы, которые продолжают хранить соборную жизнь Церкви на протяжении ее исторического пути, некоторым образом даже с необыкновенной точностью по сравнению с Латинской церковью.

Эти соборы (включая и этот Константинопольский 879-880гг., «Восьмой Вселенский», как о нем сообщает Томос Харас патриарха Иерусалимского Досифея, впервые представляя его Деяния в 1705, а также митрополитом Родосским Нилом, текст которого использован в издании Манси) на Востоке и имели численного обозначения по причине надежды Православия на возможность заживления Схизмы 1054г., нечто того, к чему стремились православные вплоть до падения Константинополя под ударом турок в 1453г.

Хотя существуют и иные очевидные причины, которые мешали подсчету соборов, созыв большинства из которых связан с трудными временами, когда Православная Церковь после падения Константинополя и исчезновения Римской империи столкнулась лицом к лицу с тяжелыми испытаниями. Однако это не является той проблемой, которую необходимо обсуждать в данном случае.

Случай с VIII Вселенским собором не только предоставил нам возможность выяснить причину этого уклонения, но также показать самочинное развитие Римской Церкви по пути созыва соборов и после ее разрыва с Восточными Православными Церквами. Согласно мнению римо-католиков VIII Вселенским собором является собор, который состоялся в Константинополе в 869-870гг, известный также как Собор патриарха Игнатия, поскольку он восстановил Игнатия на патриаршем престоле, и который, между прочим, утвердил осуждение Вселенского патриарха Фотия.

Но исследования новейших академических ученых недавно убедительно доказали, что этот Собор патриарха Игнатия был отвергнут другим Константинопольским собором, который состоялся ровно десять лет спустя, в 879-880гг. Этот собор также известен как собор патриарха Фотия, поскольку он оправдал и восстановил на патриаршем Константинопольском престоле свт. Фотия и его соиерархов, и который был подписан восточными и западными епископами.

Как могло случиться, что римо-католики смогли просчитаться в отношении этого факта соборной жизни Церкви? После Пападопулоса Керамевса Иоаганн Мейер, автор весьма детального исследования о Константинопольском соборе 879-880гг. заметил, что римо-католические канонисты впервые сообщили о своём Восьмом Вселенском соборе (патриарха Игнатия) в начале двенадцатого столетия. Следуя примеру Дворника и другим историкам, Мейер сделал пояснение, что это было сделано специально, поскольку римо-католические канонисты в то время испытывали особую необходимость в 22 правиле этого Собора. Однако в сущности, они пренебрегли тем фактом, что «этот Собор был признан недействительным другим Собором, собором патриарха Фотия 879-880гг., деяния которого также сохраняются в папских архивах».8 Было бы небезинтересно отметить то, что позже римо-католики назвали этот Собор патриарха Фотия «Лже-восьмой Вселенский собор» (Conciliabuium Oecumenicum Pseudooctavum), признавая несомненным образом, что по существу есть другой Восьмой Собор, в противоположность тому, который ими предпочтен!

Эта история с Константинопольским собором, которая оставила особый знак в карьере Вселенского патриарха Фотия (один из выдающихся патриархов Великой Христовой Церкви), была в течение длительного времени исследуема новейшими историками. Первая работа Дворника раскрыла основополагающие данные. Мейер в 1975г, Фида в 1994г. и Сиамакис в 1995г: все они обогатили сведения о Соборе. Нет никакого сомнения в том, что, по крайней мере, в рамках рассмотрения этих трудов позиция Римо-Католической церкви является совершенно необоснованной.

Собор патриарха Фотия был тем собором, который:

признал Собор патриарха Игнатия (869-870) недействительным,

признал Седьмой Вселенский собор (787), утверждающего 6 Вселенский собор,

восстановил единство самой Константинопольской Церкви и церквей Ветхого и Нового Римов – единство, которое было разорвано по причине самочинного вмешательства Римских пап в жизнь Восточных Церквей, непосредственно в Собор патриарха Игнатия и с помощью определения этого собора было подписано каноническое и богословское основание для единства Церквей Востока и Запада.

Ссылка на источник: http://apologet.spb.ru/ru/новые-поступления/38-римо-католицизм/307-vosmoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij-v-879-880-i-osuzhdenie-vstavki-v-simvol-very-i-dogmata-filioque


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

Достопримечательности

X век до н. э.

Древний город Эфес Древний город Эфес

135

Библиотека Цельса Библиотека Цельса

Озеро Туз Озеро Туз

Города

667 год до н.э.

Стамбул Стамбул

VII век до н.э.

Анкара Анкара

159 год до н.э.

Анталья Анталья