Период Нара в Японии


710 - 794 годы         ЯпонияЯпония,

Япония

НАРА — исторический период существования древнего японского государства с 710-го по 794 г.

После завершения формирования централизованного государства по образцу китайского, начатого реформами Тайка (645 г.), в древней Японии произошли значительные позитивные изменения в экономической сфере. Характеризовались они, помимо всего прочего, существенным увеличением объема прибавочного продукта и подъемом уровня жизни. И хотя этот период был относительно недолгим, он все же стимулировал появление первых больших городов, которых до той поры в стране не было. В 708 г. было принято решение о строительстве новой столицы империи на смену неудачно расположенной, по мнению гадальщиков, старой столицы — Фудзивара(кё). В 710 г. в новый город, построенный с учетом рекомендаций китайских геомантов и повторяющий в плане китайскую столицу Чанъань, въехал император и место его пребывания получило имя Хэйдзё(кё) — Столица Цитадели мира. Эпоха, во время которой резиденция императора находилась в Хэйдзё(кё), называется Нара — по имени долины, в которой и был построен новый город.

В новую столицу в разобранном виде были перевезены дома знати и дворцы, переехала стража и административные начальники всех рангов, слуги и ремесленники. Немедленно началось грандиозное храмовое строительство. Начался расцвет различных промыслов, что вызвало приток населения из деревень и других провинций в область Нара. Население Хэйдзё(кё) в период его расцвета составляло 100–150 тыс. человек, что немало для Японии той поры.

Появление первой стабильной столицы способствовало укреплению центрального правления, улучшению экономической ситуации, а также проведению ряда административных и политических новшеств, характеризующих тот период. В начале эпохи Нара в Японии началась массовая чеканка монет. Хотя это и было скорее политическим шагом, необходимым для подкрепления авторитета государства, где господствовал до сих пор натуральный обмен и подати еще не были повсеместно заменены налоговыми сборами, все же выводило страну на качественно новый экономический уровень. Для увеличения поступлений в казну были изданы несколько указов, направленных в основном на реорганизацию сельского хозяйства и увеличивших объем налогооблагаемых площадей, в том числе и за счет освоения целинных земель, а также поощрявших разработку естественных ресурсов, добычу руд и поддерживающих развитие ремесел. В землевладении в это время становится распространен такой тип частных владений, когда усадьба включала в себя хозяйственные постройки, склады и иногда ставки уездных начальников, а также окружавшую ее целину. Этот тип получил название «ранний сёэн».

Принятые меры позволяли несколько модернизировать экономику страны, но они значительно отставали от политических реформ, проводимых с начала VIII в. и сломавших устоявшуюся старую полурабовладельческую систему общественных отношений. Это приводило к ярко выраженной социальной нестабильности и кризисам. На практике это угрожало правительству ростом крестьянских волнений, усилением сопротивления айну, ростом бандитизма и т.д. Способы борьбы с этими неурядицами предлагались разные, но во многом они не имели должного эффекта из-за непрекращающейся вражды между придворными кланами. В период Нара после тяжелой борьбы на первое место в окружении императора выдвинулся клан Фудзивара, самым влиятельным представителем которого стал Фудзивара Накамаро. Этому роду удалось значительно влиять на политику императорского двора Японии на протяжении примерно 200 лет. С ростом влияния семьи Фудзивара совпал и рост популярности буддизма, ставшего после 741 г. фактически государственной религией. Буддийские храмы, рассматривавшиеся теперь не только как святилища, но и как символы философии централизованного правления по китайскому образцу, начали строиться в каждой провинции, а в 743 г. началось строительство гигантской 16-метровой статуи Будды в столичном храме Тодайдзи, закончившееся в 752 г. Кроме того, буддийские храмы и монастыри получили высочайшее разрешение на пропаганду своей религии среди простолюдинов, что делало буддизм общедоступным всенародным учением.

Возможно, что активность буддийских институтов была связана и с возрождением утраченных на время контактов с Китаем. Международная активность Японии в период Нара также возросла, хотя к этому времени Китай уже сам переживал тяжелые времена из-за нашествий племен кочевников, и вскоре японцы решили перенести большую часть контактов на буддийские государства Кореи, в первую очередь на царство Бохай. Объем товарооборота с корейскими царствами постоянно увеличивался, и Япония решилась даже на отмену воинской повинности в 792 г. и ликвидацию береговой стражи в 795 г. в связи с исчезновением опасности военной агрессии со стороны Корейского полуострова.

Период Нара оставил значительный след в истории японской литературы. В 712 г. был составлен первый известный свод исторических записок «Кодзики», а в 720 г. записаны свитки «Нихонги», вместе официально излагавшие историю страны, ставшую основой для мироощущения и воспитания японцев на сотни лет. Тогда же был составлен и сборник стихов японских поэтов той поры — «Манъёсю», являющийся одним из самых значительных литературных памятников в истории Японии.

Ссылка на источник: http://www.japantoday.ru/entsiklopediya-yaponii-ot-a-do-ya/nara-istoricheskiy-period.html


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

События

1224—1483

Золотая Орда Золотая Орда

330—555

Жужаньский каганат Жужаньский каганат

29.01.1877—24.09.1877

Сацумское восстание Сацумское восстание

Достопримечательности

1764

Государственный Эрмитаж Государственный Эрмитаж

XVI век

Сады Боболи Сады Боболи

1873

Парк Уэно Парк Уэно

Города

1457

Токио Токио

1858

Йокогама Йокогама

1999

Иваки Иваки