Астроном Джон Адамс рассчитал орбиту Нептуна

1845 год         ВеликобританияВеликобритания,

Великобритания

Адамс окончил Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета (1843). В 1843-1858 гг. преподавал там же, в 1858-1859 гг. — профессор математики Абердинского университета, в 1859-1892 гг. — профессор астрономии и геометрии Кембриджского университета, одновременно с 1861 г. — директор Кембриджской обсерватории.

Работы Адамса относятся к области небесной механики и математики. Его наиболее известным достижением было предсказание существования и положения в пространстве Нептуна при помощи одной лишь математики (планета, открытая «на кончике пера»). Расчёты были проведены для объяснения отклонений в орбите Урана от законов Кеплера и Ньютона. Анализируя отклонения в движении Урана, он пришел к выводу, что они обусловлены неизвестной планетой, рассчитал элементы ее эллиптической орбиты, массу и гелиоцентрическую долготу (1844-1845 гг.). Так Адамс убедился в существовании новой планеты, более отдалённой от Солнца, создававшей эти отклонения. Независимо от него такие же расчёты проделал Урбен Леверье. О первенстве открытия между английскими и французскими астрономами возник спор, решенный в пользу Леверье. В 1846 г. Иоганн Галле по указаниям, полученным от Леверье, обнаружил Нептун.

Адамсу принадлежит также ряд работ по теории движения Луны. Он уточнил ее положение, получил новое значение векового ускорения. Рассчитал орбиту метеорного потока Леонид с учетом возмущения, вносимого планетами; показал, что этот поток имеет кометную орбиту. Большинство его сочинений находится в записках обществ Астрономического и Королевского в Лондоне. Сочинение о пертурбациях Урана в 1847 г. издано отдельной рукописью; в 1851 г. напечатано в «Nautical Almanach» под названием «The observed irregularities in the motion of Uranus».

Адамс являлся президентом Лондонского королевского астрономического общества (1851-1853 гг., 1874-1876 гг.), был награжден золотой медалью этого общества и медалью Копли (1848 г.). В 1848 г. Кембриджский университет учредил премию Дж. Адамса, присуждаемую за выдающиеся работы по физике, математике и астрономии. В его честь был назван кратер Адамс на Луне.

Джон Адамс умер в Кембридже 21 января 1892 г.

Ссылка на источник: http://www.astropage.ru/dates/2009/06/id135/