Основание Тбилисского эмирата


736 год         ГрузияГрузия, Тбилиси

Арабский халифат, Тбилисский эмират

Тбилисский эмират (თბილისის საამირო) - несколько необычный период в истории Грузии, когда на ее территории образовалось и некоторое время просуществовало мусульманское государство. От той эпохи практически не осталось материальных следов, и письменных тоже исчезающе мало.

Арабы пришли в Закавказье в 645 году, заключили договор с грузинскими городами и мирно удалились. Это была толерантная эпоха первых «праведных халифов», когда арабы просто заключали со всеми догоора о дружбе и особенного насилия не применяли.

Лет за сто халифат сильно изменился и в 735 году мусульмане прошлись по Грузии жестокой карательной экспедицией, уничтожая все на своем пути. Где-то после этого здесь был сформирован отдельный эмират с центром в Тбилиси, хотя нам неизвестно точное время и имена первых эмиров – что несколько странно. Вроде бы первыми правителями были Шуабиды, а эмир Исмаил ибн Шуаб стал первым известным науке эмиром. Он умер в 813 года, а вот когда он начал править – этого мы не знаем. Так что первые десятилетия истории эмирата покрыты непроницаемой мглой. В 777 году в Самшвилде, на территории эмирата, был построен большой собор Самшвилдский Сион, и совершенно непонятно, как мусульмане допустили такой немусульманский проект. Можно списать на толерантность, однако это было единственное ее проявление: за всю историю халифата больше не было построено ни одно христианской церкви. В истории храмовой архитектуры центральной Грузии с VIII по XI век зияет огромная дыра.

В 786 году в Тбилиси убили Або Тбилисского – багдадского теолога, перешедшего в христианство. Его тело сожгли на метехской скале в Тбилиси.

Эпоха Шуабидов – это золотая эпоха для Тбилисского эмирата. Город Тбилиси (Аль-Тифлис) превратился в большой торговый город с мельницами, банями и мечетями, у него появились мощные укрепления, и все путешественники удивлялись его размерам и величию. Можно предполагать, что город занимал всю территорию современного Старого Города и района Авлабар. Предположительно, крепость Нарикала возникла тогда же. Дела шли прекрасно. Исмаила сменил Мухаммад Ибн Атаб (813 - 829), который начал совершать поползновения к сепаратизму – это привело к тому, что халиф признал грузинского царя Ашота за легитимного правителя – чтобы тот помог против мятежного Мухаммада в 818 году.

Затем правил Али ибн Шуаб (829 - 833), а после него Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (833 - 853), которого в Грузии звали Сохак. Он был настолько уверен в своих силах, что отказался платить дань в Багдад и попытался создать независимое государство. Момент был не вполне удачный – гражданская война в халифате уже завершилась, Аббасиды устояли, и на что надеялся Исхак - нам неведомо. Произошло и еще нечто удивительное – Исхак перешёл в христианство.

Но завоевать независимость не получилось. В 853 году халиф послал на Тифлис армию полководца Буги. Армия халифата была разбита, Тифлис захвачен и сожжен дотла. Сохака распяли на кресте. Его дети бежали в Картлийское царство, спрятались в ущельях Триалетского хребта и вроде бы от них произошёл род Саакадзе.

В этом походе на стороне халифа участвовал Баграт, царь Тао-Кларджети.

Шуабиды были истреблены, новым эмиром стал Мухаммад ибн Халиль из династии Шайбанидов. Его правление хронологически совпадает с временами князя Рюрика в Новгороде.

Эмират Шайбанидов просуществовал лет тридцать. Его лучшие годы были позади – эмират сократился в размерах, а Тифлис так и стоял в руинах. Шайбанидов было всего четверо:

В 880 году к сласти пришла последняя династия тбилисских эмиров – Джаффариды.

При Джаффаридах эмират сократился до размеров города Тбилиси и прилегающих крепостей – таковыми были Коджорская крепость и Задазенская крепость (чуть к северу от храма Джвари; не сохранилась).

Власть эмиров слабела с каждым днем. Эмир Фалдун был поставлен на эту должность сельджуками, а после его смерти эмиры исчезли как явление – их заменил совет старейшин.

В 1112 году в Тбилиси будет построен Сионский собор – событие загадочное и трудно объяснимое. Через 10 лет в город вступит армия Давида Строителя, и эмират прекратит свое существование.

Удивительно, но эмират исчез почти бесследно. Не осталось ни одной мечети, ни одного дворца, ни одной крепости. Не осталось даже арабских надписей на храмах тех лет - в Джвари, Цроми или Анчисхати. Несколько монет – вот и все, что мы имеем от той эпохи. Храм Анчисхати видел начало эмирата и конец эмирата и стоит до сих пор. Название квартала Сололаки вроде бы косвенно пришло их тех арабских времен. По странной иронии истории, единственным наследием эмирата стал Сионский собор – хотя и он тогда выглядел иначе, не имея облицовки из туфа.

Ссылка на источник: http://travelgeorgia.ru/474/


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

Города

458

Тбилиси Тбилиси

IV век до н.э.

Батуми Батуми

V век до н.э.

Мцхета Мцхета