Тридентский собор
13.12.1545 - 04.12.1563 Италия, Тренто
Связь с другими материалами
События
1961 год
Колония Дигнидад1611 год
Библия короля Якова01.01.1534 - 06.08.1762
Орден иезуитов
☓
Белый
Сепия
Ночь
В 16 веке движение Реформации в Европе бросило вызов Римской Католической церкви. Высшее католическое духовенство было готово дать протестантам бой за бессмертные души верующих-христиан. Вместе с тем, высшим иерархам Католической церкви требовалось ликвидировать противоречия в догматических вопросах. В течение первой половины 16 века неоднократно раздавались голоса с призывом собрать очередной Вселенский собор Католической церкви. Сторонником созыва собора был император Священной римской империи германской нации Карл V Габсбург (1519 – 1556). Однако созыв прелатов долго откладывался, сначала по причине уклончивой политики римского папы Климента VII (1523 – 1534), а затем из-за эскалации Итальянских войн, в которые были так или иначе вовлечены все крупные державы континента. Наконец, в 1545 году по инициативе римского папы Павла III (1534 – 1549) собор всё-таки был созван. Местом проведения собора стал южнотирольский город Тренто, в те годы это был вольный город, столица епископства, входившего в состав Священной Римской империи. Папа пригласил в Тренто и протестантских теологов, но они от участия в соборе отказались. Собравшиеся прелаты разделились на две стороны; одни поддерживали императора, и настаивали на искоренении злоупотреблений духовенства, при этом они считали возможным поступиться отдельными доктринальными вопросами для достижения компромисса с протестантами; другие составляли группу сторонников папы, они выступали за укрепление единства церкви и отвергали любые попытки оспорить устоявшиеся догмы. В итоге верх на соборе одержала группировка папы. Самому Павлу III не нравилось, что собор проходит так далеко от Рима, и в 1547 году под предлогом вспыхнувшей в Тироле эпидемии чумы он повелел прелатам перебраться в Болонью. Тем не менее, 18 немецких епископов отказались покинуть Тренто. Поскольку в Болонье собор не смог собраться в полном составе, в 1549 году папа распустил его. В 1551 году новый папа Юлий III (1550 – 1555) вновь созвал собор, на сей раз снова в Тренто. Однако в это время курфюрст Мориц Саксонский объявил войну императору Карлу V и начал активно продвигаться вглубь Германии. Испугавшись оказаться в эпицентре военных действий, прелаты разъехались восвояси, постановив собраться снова через два года. Однако новый созыв собора произошёл лишь в 1562 году. Заседания возобновились опять-таки в Тренто, и в это время на папском престоле восседал папа Пий IV (1559 – 1565), а трон Священной Римской империи занимал император Фердинанд I (1556 – 1564). Император потребовал от папы решительных реформ, однако святой отец решительно отказался что-либо менять. Он послал к императору кардинала Морроне, который убедил венценосца не покушаться на священные догмы. Тем более что к тому времени католическое и протестантское учения разошлись настолько сильно, что ни о каком компромиссе уже не могло быть и речи. В декабре 1563 года собор закончил свою работу и уже 26 января 1564 года Пий IV утвердил его постановления, выпустив священную буллу «Benedictus Deus». Тридентский собор (получивший своё название по латинскому названию города Тренто – Тридентум) рассматривал темы Священного Писания, Первородного греха, Божественной благодати, семи таинств Католической церкви, организации монашеских орденов и чистилища. Постановления собора закрепили традиционные догматы Католической церкви. Высшие церковные иерархи подтвердили символ веры, утверждённый на Никейском соборе (4 век), признали каноническим перевод Библии на латинский язык («Вульгату») и включили в состав Священного Предания второканонические книги. Тридентский собор подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в их епархиях, ужесточил дисциплину монашеских орденов. По итогам собора было составлено «Тридентское вероисповедание», отныне объявленное единственно верным. Это вероисповедание сразу же приняли в Португалии, Савойе и Венеции, Филипп II Испанский (1556 – 1598) принял его с некоторыми оговорками касательно прерогатив испанской короны в деле назначения епископов и вмешательства в церковную юрисдикцию. В Речи Посполитой решения Тридентского собора были одобрены на Петроковском синоде в 1577 году. Французы официально не признали их, однако галликанское духовенство на генеральном собрании 1615 года постановило присоединиться решениям, принятым в Тренто. Основное значение Тридентского собора заключается в том, что решения собора способствовали достижению единства католиков в догматических вопросах, по которым в течение всего 16 века велись ожесточённые споры. До него многие католические священники охотно соглашались с отдельными положениями протестантского вероучения, в частности, с догматом об оправдании верой. Теперь же ни о каком компромиссе с протестантами не шло и речи, любое отклонение от выработанных догм стало называться ересью. Тридентский собор положил начало эпохе Контрреформации, в это время католикам удалось остановить распространение протестантизма, а кое-где даже вернуть утраченные позиции. Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/articles/history_fishki/Concilio_Trento/?q=909 |