Ихэтуаньское восстание
02.11.1899 - 07.09.1901 Китай,
Связь с другими материалами
☓
Белый
Сепия
Ночь
ИХЭТУАНЬСКОЕ ВОССТАНИЕ - антиимпериалистическое восстание крестьян и городской бедноты Северного Китая в 1899-1901 годы. С особой силой ощущало в конце 19 века усиление империалистической экспансии в Китае население провинции Шаньдун: империалисты захватили важные порты Китая, расположенные в Шаньдуне, - Цзяочжоу, Вэйхайвэй; германские концессионеры вели строительство железной дороги, телеграфа; Шаньдун в 1899 году стал к тому же ареной стихийных бедствий. Железнодорожное и телеграфное строительство, усилившийся приток иностранных товаров разоряли ремесленников, кустарей, лодочников. Шаньдун стал с 1898 году центром деятельности тайного антиправительственного общества Ихэцюань ("Кулак во имя справедливости и согласия"). Первоначально лозунг общества "Фань Цин, фу Мин" ("против Цинов, восстановим Минов") под воздействием усиливающегося иностранного хозяйничания сменился другими лозунгами. Один из руководителей общества Чжу Хун-дэн выдвинул лозунг "Фань Цин, мэй ян" ("против Цинов, уничтожим иностранцев"), но в 1899 году Ихэцюань принял лозунг "Фу Цин, мэй ян" ("поддержим Цинов, уничтожим иностранцев"). Этой направленности движения способствовала тактика властей, которые (в частности, губернатор Шаньдуна Юй Сян), желая обезвредить антиправительственные устремления повстанцев, предприняли попытки установления контакта с руководителями общества, заявляли о том, что они рассматривают отряды общества как патриотические антииностранные части. Повстанческие отряды Ихэцюань именовались "Ихэтуани" ("Отряды справедливости и согласия"), отсюда и все движение стало называться Ихэтуаньское восстание. В связи с тем, что в название общества Ихэцюань входило слово "цюань" (кулак), иностранцы назвали повстанцев "боксерами", откуда произошло другое, неправильное название Ихэтуаньского восстания - "боксерское восстание". Маневры властей в отношении ихэтуаней сочетались (особенно после назначения в декабре 1899 года губернатором Шаньдуна Юань Шикая) с организацией карательных экспедиций против ихэтуаней. В этих условиях руководители движения все время сохраняли самостоятельность в своей деятельности, не подчинялись местным властям, стремились к расширению движения. В 1899 и начале 1900 года деятельность ихэтуаней проявилась в широкой антииностранной пропаганде, организации нападений на помещения религиозных миссий. Движение в 1899 году переросло в прямое восстание. Центр тяжести его в начале 1900 года переместился в провинцию Чжили. Видную роль в руководстве восстанием играл солдат Ли Лай-чжун. Ихэтуани разрушали железнодорожные и телеграфные линии, здания религиозных миссий, некоторые правительственные учреждения и практически контролировали власть на значительной территории. Движение распространилось на провинции Шаньси и Маньчжурию. Военные действия правительственных войск против ихэтуаней оказались безрезультатными. Губернатор Чжили Юй Лу вынужден был стать на путь переговоров с ихэтуанями. 13-14 июня ихэтуани вступили в Пекин. Империалистические державы (Англия, Германия, Австро-Венгрия, Франция, Япония, США, царская Россия, Италия) организовали интервенцию в Китай. 17 июня их войска заняли форты Дагу. Правящая маньчжурская верхушка пошла на обманный шаг, официально объявив войну державам. Этот акт цинского правительства был продиктован страхом перед восставшими ихэтуанями. Оно ничего не сделало для обороны страны от империалистических интервентов, продолжало карательные операции против ихэтуаней за пределами столицы. Наместники центральных и южных провинций сурово расправлялись с вспыхнувшими во 2-й половине 1900 года антииностранными выступлениями в Центральном и Южном Китае. В Пекине ихэтуани начали осаду посольского квартала, которая продолжалась 56 дней. В середине июля иностранные войска, преодолевая мужественное сопротивление ихэтуаней, овладели Тяньцзинем и в скором времени начали поход на Пекин. Их численность к этому времени достигала 40 тысяч человек. Войска маньчжурского правительства оказали слабое сопротивление интервентам. В середине августа интервенты заняли Пекин и с приездом главнокомандующего войсками интервентов немецкого фельдмаршала Вальдерзе предприняли многочисленные карательные экспедиции против отдельных очагов движения и мирного населения. Цинские правители бежали из Пекина в Сиань. В 1901 году восстание было подавлено, хотя в отдельных районах борьба продолжалась еще и в 1902 году. После подавления восстания империалисты навязали Китаю кабальный "Заключительный протокол". Ихэтуаньское восстание было высшим этапом в стихийной борьбе китайского крестьянства и городской бедноты против империалистического проникновения в Китай; оно продемонстрировало растущее чувство национального самосознания и решимость народа бороться против империалистической политики раздела Китая. В течение длительного периода для большинства представителей буржуазной историографии было характерно утверждение, что движение ихэтуаней было слепым орудием реакционных кругов маньчжурской верхушки, противодействовавшей реформированию Китая и пытавшейся сохранить старые консервативные устои. Движение в целом, с точки зрения исторического прогресса Китая, рассматривалось как реакционное явление, политика империалистических держав в Китае оправдывалась . Многочисленные публикации документов Ихэтуаньского восстания в КНР, ознакомление с марксистскими концепциями Ихэтуаньского восстания способствовали появлению новых работ, рассматривающих некоторые проблемы восстания с позиций буржуазного объективизма. Наиболее значительными из последних работ западной историографии является книга В. Перселла; автор рассматривает Ихэтуаньское восстание в широком историческом плане, подчеркивает его антииностранную (антимиссионерскую) направленность, считает, что в движении сочетались антидинастийные и продинастийные элементы. Характерно, однако, что и в данной работе содержится необоснованное оправдание политики империалистов (Англии). Буржуазной концепции противостоит марксистская оценка движения, рассматривающая Ихэтуаньское восстание как справедливую антиимпериалистическую борьбу, несмотря на все присущие ей недостатки: стихийность, неорганизованность, сильное влияние религиозно-мистических представлений. Эта марксистская концепция Ихэтуаньского восстания базируется на статье В. И. Ленина "Китайская война", в которой В. И. Ленин показал глубокую закономерность восстания китайского народа и сурово осудил политику империалистической интервенции. Ссылка на источник: http://hrono.ru/sobyt/1800sob/1899_1901ihetu.php |