Завершено строительство Амьенского собора


1220 - 1269 годы         ФранцияФранция, Амьен

Франция, Амьен

Амьен — главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный собор самая большая готическая постройка во Франции.

В 1218 году пожаром, вызванном ударом молнии, был уничтожен существовавший здесь собор романской архитектуры. А первый камень в основание нового храма был заложен в 1220 году при епископе Арну де ля Пьере (он скончался в 1247 году и был погребен в центральной капелле собора). Строителями Амьенского собора были Робер де Люзарш, а затем Тома де Кормон и его сын Рено де Кормон. За основу проекта строители приняли собор в Шартре, несколько видоизменив проект. Камень для постройки храма, твердый песчаник сероватого цвета, доставляли из каменоломен в окрестностях Амьена.

Строительство Амьенского собора было в основном завершено к 1288 году, но его продолжали достраивать и в XIV веке. Согласно первоначальному плану, башни собора должны были быть в два раза шире и гораздо выше существующих, но строители решили остановиться, возведя башни только до половины высоты они почти не поднимаются над кровлей собора, отчего возникает ощу щение дисгармонии. В 1366 году было начато сооружение шатра над южной башней. Северная башня была достроена только в начале XV века. Разные по высоте и рисунку байт ни делают фасад собора чрезвычайно живописным.

Амьенский собор впечатляет своими размерами. Его длина составляет 145 метров, максимальная ширина — 59 метров, высота сводов центрального нефа достигает 42, метров, ширина центрального нефа — 14,5 метров, об щая площадь здания составляет 7800 квадратных метров, После завершения строительства собор мог вмещать все население Амьена, составлявшее тогда около десяти тысяч человек.

Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Исследователи считают, что работами руководил выдающийся скульптор. Ему уда-лось подчинить единому замыслу всех участников работ, большую артель мастеров-каменотесов.

Издали Амьенский собор напоминает драгоценный ларец. Скульптура, рельефы, резной орнамент покрывают его фасады. Главный, западный фасад, отличается особым богатством убранства. Три пышно украшенных портала обозначают первый ярус здания. В центре фасада, над главными вратами, расположена статуя Христа, попирающего льва и химеру — символы смерти. Входы в собор обрамляют фигуры апостолов и святых, а наличники — сидящие фигуры химер. Второй и третий ярус украшен нарядными аркадами — их называют "ажурной галереей", на четвертом находится традиционная "Галерея Королей".

Скульптурные украшения трех порталов собора посвя-щены трем темам: Страшному суду, Деве Марии и местночтимому святому — первому епископу города Фирмену, после канонизаЦии ставшему покровителем Амьена. Статуи, украшающие центральный фасад, выполнены в 1224—1230 годах. Украшением южного фасада Амьенского собора является знаменитая скульптура «Золотая Мадонна», относящаяся к середине XIII века. Некогда она была позолочена, за что и получила свое название. Эта великолепная скульптура послужила образцом для многих последующих построек Франции и Европы.

Амьенский собор принято сравнивать с древнегреческим Парфеноном. Это не совсем верно — в соборе Амьена нет полной гармонии, отличающей великий храм Древ¬ней Греции. Но богатейшая и высокохудожественная отделка фасадов, действительно, ставит Амьенский собор в один ряд с выдающимися произведениями мирового зод¬чества. В нем ярче и лучше всего воплотился стиль готики.

После прихотливого резного убранства фасадов внутри собора ожидаешь увидеть нечто необыкновенное. Но стены храма почти лишены убранства — их опоясывает только рельефная гирлянда. Внутреннее пространство храма почти пополам делится широким трансептом. Уходящая вглубь стройная, легкая колоннада высотой 18 метров создает в храме впечатление свободного пространства, за¬полненного только воздухом и светом. Во многом это ощущение достигается за счет больших размеров здания, но еще больше — из-за отсутствия традиционных витражей. Один из французских историков искусства даже сказал, что «в Амьенском соборе не жалеешь о том, что он утратил все свои витражи, ибо глаз беспрепятственно скользит по освещенной поверхности камня, любуясь красотой линий». Свои витражи Амьенский собор, действительно, утратил полностью: в XVIII веке, в годы французской революции, революционные граждане переколотили их камнями. Хорошо еще, что части влиятельных горожан Амьена удалось остановить погром, и благодаря этому ущерб собору был нанесен минимальный, в сравнении с тем, что натворили революционеры, скажем, в соборе Парижской Богоматери. Сохранились в Амьенском соборе деревянные скамьи для молящихся, изготовленные в начале XVI столетия. Скамьи покрыты рельефами на темы Ветхого Завета и рельефами, изображающими историко-бытовые сценки. Всего здесь изображено около 4500 фигур.

Традиционные окна-розы в Амьенском соборе выполнены в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон. И «роза», и стрельчатые окна высотой в 12 метров, раньше были застеклены многоцветными витражами. Поэтому высокие своды собора казались затененными и как бы покоились на стенах, излучавших неяркий переливчатый свет. Мягкое освещение падало то с одной, то с другой стороны — и зависимости ог времени дня. А самой светлой частью в соборе был алтарь, освещаемый высокими стрельчатыми окнами апсиды. Такое умелое распределение света, характерное вообще для готических соборов Франции, созда¬вало особое возвышенное настроение у молящихся. Но для того, чтобы правильно распределить эти потоки света, нужно было быть незаурядным мастером.

В годы Первой мировой войны Амьенский собор оказался в непосредственной близости от линии фронта, и несколько раз в него попадали шальные и прицельно вы¬пущенные снаряды. Однако, благодаря тому что горожане обложили фасады собора мешками с песком, серьезных разрушений удалось избежать.

Амьенский собор оказал большое влияние на зодчих, возводивших в последующие времена готические постройки в других областях Франции.

Предание утверждает, что в начале VII века (а по мнению большинства исследователей — в VIII веке) на островке близ брода через Темзу к западу от Лондона, на месте, где некогда существовало поселение римских времен, был основан монастырь (аббатство) с церковью Святого Павла, откуда и появилось название Вест-Минстер — «Западный монастырь». Основание его приписывают королю Сиберту (умер в 616 году), могила которого до сих пор сохраняется в стенах аббатства. Но первое исторически абсолютно достоверное свидетельство о Вестминстере относится к 1065 году, когда король Эдуард Исповедник полностью перестроил существовавшую здесь церковь и богато одарил монастырь. Он же построил рядом с аббатством королевский дворец, до 1512 года служивший резиденцией английских королей, а затем — местом заседаний Парламента.

От первоначального здания аббатства не сохранилось никаких следов. Построенная в 1065 году Эдуардом Исповедником церковь не уступала по своим размерам той, которая сейчас существует на ее месте, но от этого древнего храма, возведенного в норманнском стиле, сохранились только небольшие фрагменты: капелла Пике Чепел (Pyx Chapel), прилегающая к ней часть двора и Норман Андеркрофт — большая крипта-усыпальница.

В 1245 году при Генрихе III началась перестройка зда¬ний Вестминстерского аббатства в готическом стиле. Строителями были английские архитекторы Генри из Эссекса («Генри Рейнский, королевский каменщик») и Джон из Глостера. Вероятно, они были хорошо знакомы с готическими соборами северной Франции: Амьенским, Реймсс- ким и Нотр-Дам де Пари. По своей архитектуре Вестминстерское аббатство гораздо ближе к французским соборам, чем к английской готике. Король Генрих III, затевая это строительство, намеревался создать храм для торжественных церемоний коронования английских королей, подобно тому, как Реймсский собор служил местом коронования королей Франции.

Перестройка аббатства продолжалась более двухсот лет. В его строительстве принимали участие лучшие архитекторы того времени — Роберт Беверли, Генри Йевель. В 1502 году Генрих VII построил на месте центральной часовни в апсиде новый роскошный придел — так называемую часовню Генриха VII. В последующие времена Вестминстер, скорее, портили, чем украшали: в начале XVIII века перестроили западный фасад, построенный в XV столетии, затем в середине XVIII Николас Хоксмур возвел малоудачные западные башни собора, а в конце XIX века, в эпоху увлечения «реставрацией», переделке подвергся северный портал. Эту переделку современники единодушно сочли «варварской».

Во время Реформации монастырь был упразднен, а церковь сильно пострадала. Многие из хранившихся в ней художественных ценностей были уничтожены или похи¬щены, роскошные цветные витражи — главное украше¬ние средневековых готических храмов — были перебиты. При королеве Елизавете церковь была восстановлена, но монастырь уже не возобновлялся.

Вестминстерский храм не может не поразить своими размерами. Его длина составляет 156,5 метра, высота центрального нефа, самого высокого в Англии — 31 метр (высота десятиэтажного дома).

Церковь Вестминстерского аббатства на протяжении столетий играла совершенно исключительную роль как домовый храм английских королей и религиозный центр национального значения. С XI века аббатство служило местом коронования английских королей, а в XIII—XVIII столетиях — местом их погребения. Одним из первых англий¬ских королей, нашедших упокоение в стенах аббатства, стал Эдуард Исповедник. В XII веке он был канонизирован, его мощи были заключены в драгоценную раку и стали объектом поклонения и паломничества.

Быть погребенным в Вестминстерском аббатстве считается высшей национальной почестью Англии. В средние века эта честь часто покупалась, и здесь находится множество гробниц не выдающихся, а просто богатых людей. Но, кроме них, в некрополе Вестминстерского аббатства похоронены Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, «отец анг¬лийской литературы» поэт Джеффри Чосер, Чарльз Диккенс, Ричард Шеридан, Альфред Теннисон и множество других деятелей английской истории и культуры. Здесь же с 1920 года находится украшенная венками простая надгробная плита — Могила неизвестного солдата, памятник павшим на полях сражений Первой мировой войны. Не зря Вестминстерское аббатство называют иногда Пантеоном Британии.

Подобно другим готическим сооружениям, фасады северного и южного трансепта Вестминстерской церкви украшают круглые окна-розы причудливой формы. Своды опираются на стрельчатые арки, поддерживаемые высокими колоннами. Эти стрельчатые арки придают интерьеру необыкновенную легкость и просторность. Внутри здание просто ошеломляет — оно кажется гораздо шире и выше, чем снаружи. Над крыльями главного нефа находится украшенный резьбой грифорий — узкая декоративная галерея, один из лучших архитектурных элементов аббатства. Мозаичный пол в алтаре выполнен в XIII столетии.

В соборе теснятся многочисленные гробницы английских королей и исторических деятелей Англии, знати и духовенства. Главное святилище аббатства — часовня Эдуарда Исповедника. Посередине ее находится знаменитая рака с мощами святого короля. Она была сооружена итальянскими мастерами в 1269 году в романском стиле. Когда- то она была покрыта богатой мозаикой, а ее верхняя доска была целиком выполнена из золота, и драгоценных камней. Эта доска была похищена во время Реформации и теперь она заменена деревянной. На северной стороне часовни находятся гробница короля Генриха III, по другую сторону — гробницы королей Ричарда II и Эдуарда III.

Часовня отделена от алтаря резными вратами XV столетия. Перед ними находятся щит короля Эдуарда I и знаменитый трон для коронаций английских королей со вде¬ланным в него куском простого камня. Это — «камень судьбы», одна из исторических реликвий Англии. Король Эдуард I, покоритель Шотландии, привез оттуда в 1296 году этот камень, считавшийся символом независимости Шотландии, и вделал его в трон английских королей. Начиная с Эдуарда I на этом троне перед алтарем Вестминстерского собора короновались все короли Англии. Только однажды трон покидал стены Вестминстерского аббатства: его переносили во дворец Вестминстер Холл для церемонии провозглашения Кромвеля лордом-протектором.

Находящаяся в северном крыле апсиды часовня Генриха VII является лучшим образцом поздней готики в Англии. Красота ее резного потолка может считаться непревзойденной. Все детали часовни — архитектурные формы, резьба, кованые решетки — исключительно красивы. Скамьи в часовне покрыты мелкой резьбой с реалистическими сценками, разными на каждой скамье. На гробнице Генриха VII и его жены установлены скульптурные портретные изображения королевской четы. Эти скульптуры

выполнены итальянцем Пьетро Торриджиано в 1518 году. Здесь же находится гробница королев-соперниц Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт — «Марии Кровавой». Непримиримые враги при жизни, они погребены в одной могиле...

С 1725 года часовня предоставлена в распоряжение капитула кавалеров ордена Бани — одной из высших государственных наград Англии, и в часовне хранятся знамена капитула. Часовню Генриха VII окружают пять маленьких часовенок. В средней из них был похоронен лорд-протектор Англии Оливер Кромвель, тело которого было выбро¬шено из Вестминстера во время реставрации монархии и посмертно обезглавлено.

В небольшой комнатке в северном крыле апсиды находятся восковые фигуры множества деятелей английской истории: короля Карла II, королев Елизаветы и Анны, герцога Бэкингема, адмирала Нельсона, премьер-министра Питта-старшего и других. Но это не музей восковых фигур — просто в средние века существовал обычай, во время погребения королей или знатных лиц, нести впереди процессии одетое в пышные одежды восковое изображение умершего. За столетия эти фигуры образовали в Вестминстерском аббатстве целый паноптикум.

На просторный двор аббатства выходит фасад Чаптер- Хауз — готической постройки 1250 года. Это одно из лучших и своеобразнейших сооружений английской готики. Шесть его огромных окон некогда украшали многоцветные стеклянные витражи, но они были уничтожены во времена Реформации. С 1265 по 1547 годы в Чаптер-Хауз заседала палата общин английского парламента, а с 1547 по 1865 годы здесь находился архив государственных документов Великобритании.

Самой старой частью аббатства является капелла Пике Чепел, построенная в 1065 году. Эта часовня долгие годы служила монастырской, а затем королевской сокровищ¬ницей. В ней хранились в особых шкатулках образцы находившихся в обращении золотых и серебряных монет, отсюда ее название «пике» — «шкатулка». Здесь же находились одни из точнейших в мире весов для взвешивания золота и серебра. В Пике Чепел в полной неприкосновенности сохранились тяжелые норманнские своды на толстых колоннах, средневековые сундуки, в которых хранились сокровища, и двойные двери с шестью замками и огромными ключами.

Вестминстерское аббатство является одной из самых популярных среди туристов достопримечательностей Лондона.

Ссылка на источник: http://anne-queen.com.ua/index.php?id=4210


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

События

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

26.05.1940—04.06.1940

Дюнкеркская операция Дюнкеркская операция

22.11.1337—22.07.1453

Столетняя война Столетняя война

Города

III век до н.э.

Париж Париж

1349—1368

Авиньон Авиньон

IV век до н.э.

Ницца Ницца