9 самых кассовых хорроров всех времен и народов

12.09.2017

хорроры

Без сомнения, среди читающих эту статью не найдется ни одного человека, который бы не знал о таком популярном жанре как «хоррор». Фильмы ужасов (или как у нас их называют «ужастики») уже более века радуют и внушают страх своими приемами многих зрителей со всего мира. Их задача окружить смотрящего той аурой, в которой нам бы не хотелось очутиться в реальном мире. Иллюзорный метод страха несколько раз перевоплощался, редактировался и эволюционировал: от первых кинокартин, которые пугали за счет грима и костюмов, до атмосферного погружения за счет выверенного монтажа и звука; от простых «слэшэров» (поджанр, подразумевающий обильное наличие расчлененки в кадре) до напряженных психологических инди-проектов.

Начавшийся еще в 1896 году с немой кинокартины «Замок Дьявола» культ почитателей фильмов ужасов полностью укрепился на пьедестале славы только в XXI веке. Именно тогда начались смелые эксперименты с жанром. Появились хоррор-комедии, mash-up’ы с фэнтези и научной фантастикой, и, более того, – начали снимать сериалы-хорроры.

Ныне это процветающий жанр, который постоянно привлекает зрителей в кинотеатры и получает неплохую кассу. Последний пункт в нынешних реалиях особенно показателен, потому как один за другим, в списке «самых прибыльных» кандидаты меняются позициями. Мы решили разобраться, как менялась гонка за короной лидера и отметить для себя главные факторы популярности этих фильмов «не для слабонервных».

Проклятие Аннабель: Зарождение зла/Annabelle: Creation(2017)

Проклятие Аннабель: Зарождение зла/Annabelle: Creation

Общий бюджет: 15 000 000 $/ Мировые сборы: 291 000 000$

Начнет наш дайджест киноновинка (но при этом не самый новый фильм в этой подборке), которая стартовала в кинотеатрах 10 августа 2017 года. Вторая часть успешной серии о кукле Аннабель является официальным приквелом (то есть рассказывает историю, происходящую до событий оригинальной части) и, по сути, финальной частью в серии. Успешный старт первой картины не заставил ждать возвращения на экраны зловещей куклы. Но в отличие от многочисленных сиквелов, которые используются по большей части как метод заработать на славе удачного оригинала, вторая часть была сделана максимально качественно. Фильм понравился как профильной прессе, так и самим зрителям, что моментально преобразилось в заветные нули напротив графы «Касса».

Трудно представить, но такой ошеломительный успех фильмов об Аннабель и всей вселенной «Заклятия» (об оригинальной картине мы еще поговорим позже) был достигнут за рекордно короткий срок. При сравнительно низкой себестоимости проекта (15 миллионов в 2017 году и вправду смотрятся не очень внушительно) картины франшизы блистательно показывают себя в прокате. То ли новаторский подход режиссеров, то ли дефицит по-настоящему качественных классических фильмов ужасов в последнее время всему виной, но важность «Проклятия» для жанра сейчас не обсуждает только ленивый. Популярность спин-оффа о проклятой душе, вселившейся в фарфоровую куклу (которая имела всего 2 минуты экранного времени в оригинальном «Заклятии») тому подтверждение.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света/The Blair Witch Project(1999)

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света/The Blair Witch Project

Общий бюджет:22 000$/Мировые сборы: 248 000 000 $

Вы, наверное, будете возмущены приведенным выше цифрам: «Как может проект со сборами 248 миллионов располагаться выше фильма с кассой в 291 миллионов долларов?». И Вы, безусловно, будете правы. Но мы не могли обойти стороной этот мегауспешный проект, который вошел в историю как один из «самых прибыльных кинокартин в мире».

При смехотворном, даже по меркам авторского кино, бюджете в 22 тысячи долларов, группа энтузиастов решила продемонстрировать свои способности, сняв проект под названием «The Blair Witch Project». Основная идея этого эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью псевдодокументального стиля повествования максимально реально показать ужасы, которые происходили во время выдуманной экспедиции трёх студентов в лесах Мэриленда. Они, по сюжету фильма, отправились на поиски ведьмы из Блэр – героини городской легенды, которая терроризировала местных жителей. Вся съемка происходит от лица участников похода и запечатлена на любительскую камеру.

Вы могли бы удивиться, как при таком малом бюджете можно получить такой ошеломительный финальный результат, ведь на одну только промо-компанию к современному хорошему фильму уходят десятки миллионов долларов. Вот только вместо продвижения через дорогостоящие площадки и рекламы по телевидению создатели фильма выбрали метод «сарафанного радио». Они вручную развешивали листовки с персонажами фильма (мол, якобы те пропали в действительности), подогревая мистицизм вокруг картины. Студенческая молодежь подхватила эту волну, и из статуса «регионального» фильм получил приставку «международный». Как результат - фильм принес прибыль в полмиллиона раз большую от потраченной (часть суммы ушла правообладателю).

Обитель зла: Последняя глава/Resident Evil: The Final Chapter (2017)

Обитель зла: Последняя глава/Resident Evil: The Final Chapter

Общийбюджет:40 000 000 $/ Мировые сборы: 312 000 000 $

Шестая по счету (и по совместительству заключительная) кинокартина в жанре боевик/фильм ужасов закончила кропотливую серию-адаптацию «Обитель Зла», которая началась еще в 2002 году. Экранизация популярной видеоигры «Resident Evil» (которая у себя на родине именуется «Biohazard») за эти 15 лет успела собрать вокруг себя как преданных фанатов, так и ярых критиков. К всеобщей радости или к сожалению, в текущем году бессменный автор всех фильмов Пол Андерсон решил покончить с франшизой, представив на суд «Последнюю главу».

Мало того, что фильм получился самым красочным в серии и порадовал зрителей дорогими и качественными спецэффектами, так еще и собрал рекордную для себя кассу (общая суммарность сборов всех фильмов серии превысила 1,2 миллиарда долларов). Помимо самого создателя Пола Андерсона активное участие во всех фильмах серии принимала актриса Мила Йовович, которая стала лицом фильма. В центре его повествования говорится о постапокалиптическом мире, где распространение опасного вируса вызвало заражение большей части населения Земли, превратив их в кровожадных монстров.

Заклятие 2/The Conjuring 2

Заклятие 2/The Conjuring 2

Общий бюджет:40 000 000 $/Мировые сборы: 320 000 000 $

А вот мы и подобрались к сиквелу звучавшего ранее фильма «Заклятие» (который при бюджете в 2 раза меньшем собрал в прокате всего на несколько миллионов меньше). Качество нового проекта не пострадало, потому что во второй части фильма ужасов была задействована почти та же команда кинематографистов. Во главе проекта стоял её бессменный вдохновитель Джеймс Ван, признанный мастер жанра. Из под его авторского пера вышли такие успешные фильмы ужасов как «Пила», «Астрал», «Заклятие» и другие.

Продолжая заданную сюжетную арку, которая была в оригинальном фильме, фильм «Заклятие 2» рассказал об еще одном удивительном случае из жизни охотников за призраками супружеской пары Лоррейн. Используя классические приемы и сочетая в одно целое серую и темно-синюю палитру, нагнетающую музыку и оригинальный грим, создателям фильма удается по-настоящему напугать своих фанатов. Как и в случае со второй частью истории об Аннабель, сиквел «Заклятия» использует знакомую и выверенную формулу, которая окупается миллионами просмотров по всему миру.

Оно/It (2017)

Оно/It

Общий бюджет:35 000 000 $/Мировые сборы: 371 000 000 $

Если Вы не слышали об этом фильме, тогда мы Вам искренне завидуем, потому как всевозможные обзоры, ролики, интернет-мемы и обсуждения нового творения Андреаса Мускетти сейчас заполнили всё медийное пространство. «Оно» уже третью неделю успешно держится на вершине кинопроката, на недосягаемом для конкурентов уровне. Аналитики вовсю предсказывают фильму статус «самого кассового», а кинокомпания New Line Cinema (которая владеет правами на фильм) уже подсчитывает получаемую прибыль. И секрет такого медийного шума вовсе не в дорогостоящей пиар-компании и успешных действиях рекламщиков (хотя, безусловно, их роль сейчас ценится как никогда высоко). Самое основное заключается в том, что этот «черт, действительно так страшен, как его малюют».

Отметим, что это уже вторая киноадаптация популярного романа «Оно», авторства признанного классика книжных ужасов Стивена Кинга. Одноименный двухтомник «Оно» экранизировали еще в 1990-м, и эта ТВ-версия получила статус культовой. Сюжет фильма рассказывает о двух временных периодах: в первом группе мальчишек предстоит встретиться с потусторонним злом, в образе зловещего клоуна «Пеннивайза», а вторая часть происходит уже через несколько десятков лет и сталкивает старых друзей с могущественным врагом во второй раз.

Изгоняющий Дьявола/TheExorcist(1973)

Изгоняющий Дьявола/TheExorcist

Общий бюджет:12 000 000 $/Мировые сборы: 441 000 000 $

Фильмы ужасов в среде кинематографистов всегда считались чем-то незначительным, идущим своей дорогой. Даже сейчас Вы мало кого увидите в креслах режиссеров из известных лиц, да и актеры первого эшелона вроде Леонардо Ди Каприо редко когда соглашаются на подобные проекты. Около 50 лет тому назад эта пропасть между хоррорами и престижными кулуарами Голливуда была еще больше. Мало кому, даже в современное время, удавалось снять в жанре «ужасы» фильм настолько значимый, что его будет рассматривать многоуважаемое жюри престижных конкурсов вроде «Оскар» или «Золотой Глобус». От того и значимее для истории фильм «Изгоняющий дьявола», который получил не только признание зрителей, но и успешно выступил на кинематографических конкурсах.

Кроме того, классическая кинокартина вот уже на протяжении более 40 лет удерживается среди лидеров (несмотря на популяризацию показа фильмов в кинотеатрах, инфляции и многие другие факторы). Фильм актуален и сейчас, а число подражателей «Экзорцисту» не поддается подсчету (не говоря уже о многочисленных отсылках в различных источниках).

Челюсти/Jaws(1975)

Челюсти/Jaws

Общий бюджет:7 000 000 $/Мировые сборы: 470 000 000 $

Еще один «старичок», которого безуспешно пытаются скинуть новые картины. Как и предыдущий фильм, «Челюсти» признаны одним из лучших фильмов всех времен в своем жанре. Картина изменила подход к съемкам фильмов, продемонстрировав высокий технический прогресс, который доселе был просто невозможен. И хотя на некоторых профильных изданиях эта картина трактуется как «триллер», ярые сторонники «хоррор-культуры» с силой выбивают за собой право называть «Челюсти» классическим «ужастиком».

Кроме того, эта кинокартина уникальна по той причине, что центральной противостоящей фигурой здесь выступает не мистическое и потустороннее, а вполне реальная угроза, которую можно встретить в глубинах Тихого океана. Старания всей съёмочной команды, во главе с гением Стивеном Спилбергом, окупились многомиллионной кассой, которая почти в 70 раз увеличила потенциальные доходы кинокомпании. После такого успеха оригинальной картины следом с разной периодичностью последовали 3 сиквела, которые не имели такой успех в прокате.

Мировая война Z/WorldWar Z(2013)

Мировая война Z/WorldWar Z

Общий бюджет:190 000 000 $/Мировые сборы: 540 000 000 $

А вот этот претендент, который занимает почетное второе место, во многом благодарен своему огромному бюджету (самый крупнобюджетный «ужастик» из всех здесь присутствующих). Рассматривая «Мировую войну Z», можно убедиться, с каким прицелом создавался фильм. Нет, мы не принижаем красоту и важность фильма, а только говорим, что, несмотря на выбранную тематику (первые дни после мирового заражения смертоносным вирусом, который превращает всех в очень активных зомби), этот хоррор забывает о принадлежности к жанру сразу после завязки фильма. На смену ужасающим кадрам и слабо задействованному «саспенсу» (состояние нарастающей напряженности) пришли стандартные для блокбастера показательные экшн-сцены, и «Война Z» мало-помалу превращается в боевик с «зомби».

Тем не менее, огромный бюджет при создании фильма ушел не только на рекламную компанию и контракт с голливудским актером Брэдом Питтом, но и спецэффекты в частности. Даже при почти 200-миллионном бюджете фильм смог себя окупить и принести финансовую выгоду компании, а потому нас, скорее всего, ждет выход сиквела. За сценарий проекта можно не переживать, ведь книжная основа в лице одноименного романа авторства Макса Брукса стала настоящим бестселлером и продалась миллионами копий по всему миру.

Я - легенда/(2007)

Я - легенда

Общий бюджет:150 000 000 $/Мировые сборы: 585 000 000 $

И вот мы добрались к бессменному (на протяжении вот уже 10 лет) лидеру этого хит-парада. Фильм американского производства «Я – легенда» стал одним из первых крупномасштабных проектов, который использовал хоррор-тематику. Здесь сочетается всё, что ныне популярно в многомиллионных фильмах ужасов: популярный роман, как сценарная база для фильма; постапокалиптический мир; смертоносный вирус; орды зомби; голливудский актёр в главной роли и красочные экшн-сцены. При такой «смеси» было трудно оплошать, и результатом стали рекордные для жанра сборы.

Высокий бюджет, даже по современным меркам, сделал из фильма не просто яркого представителя «ужастиков», но и настоящий блокбастер. К сожалению, как это часто бывает, монстры и ужасы стали просто декорациями для повествования. К классическим фильмам ужасов картину «Я – легенда» отнести крайне тяжело, несмотря на обилие кровавых сцен. Тем не менее, приобщиться к рекордсмену не считается чем-то «зазорным», и фильм вызывает приятные эмоции даже при повторном просмотре.

Как Вы могли заметить, в этот список не вошли многие знаковые фильмы. Неплохой кассой в свое время отметились революционные хорроры «Крик», «Пила», «Звонок» и многие другие. Тем не менее, даже список выше не окончателен, и вполне возможно, что через 10 лет мы будем составлять совершенно новый топ-лист, в который не войдет ни один фильм из вышеназванных.