Театр Народовы (Варшава)


19.11.1765         ПольшаПольша, Варшава

Польский «Театр Народовы» (Teatr Narodowy - Национальный театр) - один из ведущих и старейших театров Польши. Началом его деятельности считается представление комедии Ю. Белявского «Назойливые» 19 ноября 1765 в здании так называемой «Операльни» (Варшава), сыгранное актерской труппой, находившейся под патронатом короля Станислава Августа Понятовского. Выступления этой труппы положили начало деятельности профессионального театра. В дальнейшем представления происходили в помещении дворца Радзивиллов. В 1799 было построено здание на пл. Комиссии. Название «Театр Народовы» закрепилось за труппой с 1807. В 1790-1814 (с перерывами) театром руководил В. Богуславский, утвердивший принципы сценического реализма, пришедшие на смену поэтике классицизма. Театр был тесно связан с общественной жизнью страны. На его сцене шли пьесы Богуславского, Ю. Немцевича, Ф. Заблоцкого и др. польских драматургов, произведения мировой классической и современной драматургии. После Богуславского театром руководил Л. Осиньский, продолжавший его традиции.
 
В 1833 «Театр Народовы» был переведен в новое здание, построенное по проекту арх. А. Корацци (разрушено в годы фашистской оккупации и ныне восстановлено). Здание было известно под названием «Театр Вельки»; в большом зале этого театра ставились оперы, в малом - драмы. В 1829 по инициативе части труппы был открыт филиал - театр "Розмаитости", который в 1836 был дополнен актерами труппы "Театра Народовы". На сцене театра «Розмаитости» выступали крупнейшие польские актеры XIX - XX вв.: Б. Кудлич, Я. Круликовский, А. Жулковский, X. Моджеевская, Л. Гальперт, Ю. Рыхтер, Б. Лещинский, М. Френкель, К. Каминьский, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская.
 
В 1924 театр «Розмаитости» вернулся в здание, отстроенное заново (после пожара 1919), и вновь получил имя «Театр Народовы». В руководстве театром в эти годы принимали участие видные деятели польского театра: Ю. Остэрва, К. Каминьский, А. Сливиньский, Я. Лорентович, Э. Хаберский, Л. Сольский, А. Зельверович. Среди лучших постановок: «Улетела от меня перепелочка» Жеромского (1924), «Фауст» Гете (1926), «Пан Дамазий» Близиньского (1927), «Барские конфедераты» Мицкевича (1929), «Кордиан», «Мария Стюарт» Словацкого (1930, 1934), «Свадьба» Выспяньского (1930),«Месть» (1934) Фредpo, «Коварство и любовь» Шиллера (1934).
 
Деятельность театра, прерванная в годы фашистской оккупации, возобновилась в 1949 (директор М. Меллер, худ. рук. В. Дашевский, В. Краеновецкий). Среди наиболее значит, пост.: «Егор Булычев и другие» М.Горького (1949); «Краковцы и горцы» Богуславского (1950), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1952); «Месть» Фредро (1953), «Человек с ружьем» (1954); «Немцы» Кручковского (1955), «Беспокойное дежурство» Лютовского (1955), «Кордиан» Словацкого (1956), «Освобождение» Выспяньского (1958), «Генрих VI на охоте» Богуславского (1958), «Фантазий» Словацкого (1960), «Двенадцатая ночь» (1960), «Живой труп» Л.Толстого (1960); «История о славном воскресении господнем» Миколая из Вильковецка (1962), «Слово о Якубе Шеле» Ясенского (1962) и др. В 1949-52 директором и художественным руководителем был Красновецкий, с марта 1952 - вновь Меллер, главный режиссер Б. Коженевский. В дальнейшем обязанности директора и художественного руководителя объединяли Э. Аксер (1954-57), В. Хожица (1957-59), В. Дашевский (1959-61). С 1962 тером руководил К. Деймек.
 
С 1997 по 2003 год театром руководил один из лучших европейских режиссеров Ежи Гжегожевский.
 
"Гжегожевский — наряду с Кристианом Лупой и Ежи Яроцким — один из наиболее известных польских режиссеров. Он является не только постановщиком, но и сценографом и сам оформляет свои спектакли. Он считает визуальный ряд самостоятельным, автономным по отношению к тексту, при этом текст его спектаклей — зачастую его собственный сценарий на основе какого-либо произведения или компиляция нескольких произведений. Гжегожевский с успехом ставил Гомбровича, Ружевича, Виткация, Шекспира, Брехта, Чехова, Жене, причем неоднократно возвращаясь к уже осуществленным постановкам, делая новые версии, каждый раз в ином ключе. В течение долгого времени его излюбленным сценическим методом был коллаж — как на текстовом уровне, так и в сценографии. Его театр разрушал культурные мифы, включая мифологию польского романтизма, играл с театральной традицией. Назначение Гжегожевского на пост художественного руководителя Театра Народовы (1997) было скептически воспринято критикой, считавшей, что принципиально академическая сцена неосмотрительно доверена принципиально авангардному художнику. Его произведения, восхищающие многих, для других остаются непонятными, герметичными. Они напоминают паззлы — множество разрозненных кусочков, собрать которые в единую картину очень сложно. 
 
Ссылка на источник: http://old.polinst.ru/an_2010_09_13.html

Онлайн панорама

Связь с другими материалами

События

17.06.2017—02.07.2017

Кубок конфедераций 2017 Кубок конфедераций 2017

02.09.1812—06.09.1812

Московский пожар (1812) Московский пожар (1812)

14.07.1789—09.11.1799

Великая французская революция Великая французская революция

Достопримечательности

1493

Красная площадь Красная площадь

1296—1436

Санта-Мария-дель-Фьоре Санта-Мария-дель-Фьоре

1 год

Стоунхендж Стоунхендж

Города

1323

Вильнюс Вильнюс

1207

Ливерпуль Ливерпуль

1094

Загреб Загреб