Запущен первый американский искусственный спутник Земли «Эксплорер-1»

01 февраля 1958         СШАСША, Флорида

США, Флорида

Вслед за Советским Союзом, первым выведшим на орбиту Земли искусственный спутник, эстафету перехватили США. После нескольких провальных попыток американцам удалось запустить свой первый спутник в 1958 году, 1 февраля.

Попытки запуска искусственных спутников американцами

Перед американскими и советскими учеными была поставлена одинаковая задача – осуществить успешный запуск спутника до конца Международного Геофизического Года (то есть до декабря 1958 года). Изначально руководство США делало ставку на военных, поэтому первые попытки запуска спутника доверены были ВМС. Проект «Авангард-1» был громким и широко обсуждаемым, но попытка его запуска оказалась неудачной.

После крушения «Авангарда-1» руководство проектом было передано конструктору немецкого происхождения Вернеру фон Брауну. Разработанный его командой аппарат «Эксплорер-1» оказался намного успешнее своего предшественника.

«Эксплорер-1», его технические характеристики

Запуск нового спутника на орбиту включал несколько этапов. Специально была сконструирована новая модель ракеты «Редстоун», которая получила название «Юпитер-С». Изначально используемые для испытания боеголовок ракеты получили баки новой формы и усиленный двигатель. Обновленный мотор работал уже не на этиловом спирте, а на смеси спирта и гидразина или его производных в разных пропорциях.

Двигатели второй и третей ступеней представляли собой неуправляемые реактивные снаряды, или ракеты, типа «Сержант»; в каждой – по 20 кг твердого топлива. На старте всю конструкцию раскручивал электромотор. Вторая ступень состояла из 11 ракет, а третья из трех. Устанавливались ракеты в соединенных друг с другом цилиндрах. Отработав, они последовательно сбрасывались с носителя.

Четвертая ступень в первоначальной модели «Юпитер-С» предусмотрена не была. Обновленная конструкция, получившая название «Юнона-1», уже имела и четвертую ступень, состоявшую всего из одной ракеты. Причем, эта ракета спутником не сбрасывалась, что внесло некоторую путаницу в подсчет показателя его массы. Без четвертой ступени «Эксплорер-1» весил всего 8 кг 300 г, что было на порядок меньше массы первого искусственного спутника Советского Союза.

Роль полета «Эксплорера-1» для науки

После запуска на орбиту «Эксплорер-1» передавал сигналы на протяжении почти месяца, до 28 февраля. На борту спутника были установлены метеорный датчик и счетчик Гейгера. Последний зафиксировал важный факт: в перигее он показывал уровень космического излучения, равный величине, установленной другими ракетами; а вот в апогее этот показатель вообще отсутствовал. Джеймс Альфред Ван Аллен выдвинул теорию о крайне высоком уровне облучения в точке апогея, который счетчик не в силе подсчитать. В ходе дальнейших исследований он обнаружил вокруг Земли наличие радиационных поясов в виде скопления протонов солнечного ветра, попавших в магнитный пояс нашей планеты. Эти радиационные пояса получили впоследствии имя ученого.

Таким образом, запущенный 1 февраля 1958 года ровно в 3:48 по Гринвичу американский спутник, продержавшийся на орбите до 1970 года, не только помог США выбиться в лидеры космической гонки, но и позволил сделать несколько важных научных открытий.

Ссылка на источник: http://www.letopis.info/themes/cosmonautics/perviyy_amerikanskiy_iskusstvenniyy_sputnik_zemli.html