Советская межпланетная станция «Луна-1»

1959 год         РоссияРоссия,

СССР

«Луна-1» является беспилотной межпланетной станцией, сокращенно АМС, запущенной в 1959 году Советским Союзом. Перед ней ставилась цель изучения космического пространства, в частности астрономов интересовал Луна, единственный спутник Земли.

Особенности конструкции и запуск «Луны-1»

Двигатель ракеты был сконструирован в Воронежском Конструкторском Бюро Химавтоматики. Речь идет о модели РД0105, которая использовалась в третьей ступени «Луны-1» и позволила ракете-носителю впервые в истории человечества достичь второй космической скорости.

Датой запуска космического аппарата «Луна-1» стало 2 января. Эта же станция нередко упоминается и под другими названиями – «Мечта» или «Луна-1D». В космос станция выводилась по траектории сближения (старт с орбиты не применялся) посредством ракеты-носителя, именуемой «Восток-Л».

Цели полета АМС «Луна-1»

Изначально цели полета АМС «Луна-1» были весьма амбициозными. Среди главных задач значилось достижение поверхности Луны. К сожалению, реализовать эту цель не удалось – станция прошла на расстоянии около 6 тысяч км от спутника Земли.

Никаких технических неполадок в системе станции не обнаружено, причиной сбоя траектории ученые считают скорее ошибку в циклограмме. В программе полета была предусмотрена отсечка блока Е (иными словами, двигателя третьей ступени) по команде с Земли. Но в пункте управления полетом не учли время прохождения переданного учеными сигнала от Земли до станции.

Важность запуска «Луны-1» для науки

Тем не менее, «Луна-1» сумела выйти на гелиоцентрическую орбиту и фактически считается первым искусственным спутником Солнца, что уже являлось колоссальным достижением. В ходе полета этой станции было открыто такое явление, как солнечный ветер, а при помощи специальных счетчиков частиц и ионных ловушек удалось измерить его параметры.

Благодаря близкому прохождению к орбите Луны, было выяснено, что у спутника Земли нет значимого магнитного поля. При этом магнитометр на борту АМС «Луна-1» обнаружил вокруг Земли радиационный пояс («пояс Ван Аллена»).

В ходе этого полета был проведен еще один важный эксперимент. Это создание так называемого натриевого яблока – искусственной кометы из паров натрия, выпущенных ракетой на расстоянии более 200 тыс. км от нашей планеты. 3 января 1959 года, ровно в 3:56 по московскому времени с поверхности Земли можно было наблюдать оранжевое свечение, схожее со светом слабой звезды примерно шестой величины.

Так, космический аппарат под названием «Луна-1» вошел в историю освоения космоса, несмотря на то, что основной своей цели не достиг. Этот полет оценивают как частично-успешный, хотя в ходе него было сделано немало важных для науки открытий.

Ссылка на источник: http://www.letopis.info/themes/cosmonautics/sovetskaja_mejplanetnaja_stancija_luna-1.html