ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА IX в. ЧЕХИЯ И СЛОВАКИЯ в X - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.


01 января 0883         ЧехияЧехия,

Великая Моравия

Раннефеодальное западнославянское государство IX в., известное под названием «Великая Моравия», располагалось в основном на территориях современных Чехии и Словакии. Основу государства составляли земли, заселенные славянскими племенами мораван, получивших название от р. Моравы — притока Дуная.

Основателем Великоморавского государства был князь Моймир (830 — 846), который подчинил себе местных князей и продолжал объединительную политику. Король соседнего Восточно-Франкского государства Людовик Немецкий, не желая усиления славянской державы, вторгся с войсками на территорию Великой Моравии, сверг с престола Моймира и посадил на это место племянника Ростислава (846 — 870), рассчитывая на его безусловное послушание. Расчеты Людовика оказались ошибочными — Ростислав стал его серьезным противником и всячески препятствовал германской экспансии. К этому времени Великая Моравия была уже государством с довольно высоким уровнем развития экономики. К середине IX в. на ее территории проживало более 250 тыс. человек.

Поскольку немецкие феодалы вторгались в Безликую Моравию под предлогом искоренения в ней язычества и насаждения христианства, Ростислав решил создать независимую национальную церковь, которая способствовала бы укреплению политической независимости государства. С этой целью он послал в Византию посольство с просьбой прислать проповедников, которые объясняли бы новое вероучение на славянском языке и создали здесь самостоятельную церковную организацию по византийскому образцу.

Деятельность Кирилла и Мефодия. В 863 г. в

Великую Моравию прибыли два брата, уроженцы г. Солуни — Константин (в монашестве — Кирилл) (827 — 869) и Мефодий (ум. 885 г.). Первый из них был выдающимся ученым и искусным дипломатом, второй — талантливым организатором. Они создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык наиболее важные богослужебные книги, а также важнейшие произведения юридического характера. Таким образом, славянские народы получили возможность в государственном строительстве и общественной жизни пользоваться сокровищами греко-византийской культуры.

Письменность, созданная в Великой Моравии, способствовала и возникновению оригинальной славянской литературы, отражавшей моравскую действи-ность IX в. Первое место в ней, бесспорно, занимают два литературных произведения — «Житие Константина» и «Житие Мефодия». Есть предположения, что их автором был Климент Охридский.

Создание славянской церкви обеспечивало религиозную независимость от Восточно-Франкского государства, поэтому немецкое духовенство вело упорную борьбу против Константина и Мефодия.

В 870 г. в результате заговора местной знати, поддерживаемой Людовиком Немецким, Ростислав был свергнут с престола. Новый князь Святополк (871 — 894) расширил границы государства. В составе Вели-коморавской державы оказались чешские, словацкие, лужицкие, силезские и краковские земли. Но политические интересы толкали его на сближение с Восточно-Франкским государством и немецким духовенством.

После смерти Мефодия немецкое духовенство, поддерживаемое папой римским и князем Святополком, изгнало учеников Мефодия из Великой Моравии. Богослужение на славянском языке почти прекратилось. Около 906 г. под ударами венгерских (мадьярских) племен государство Великая Моравия распалось.

Великая Моравия стала колыбелью славянской культуры не случайно. Этому способствовал довольно высокий уровень развития экономики славянских княжеств, входивших в ее состав, который позволял успешно противостоять духовной и военной экспансии немецких феодалов. Создание письменности и литературы на народном языке стало основой для дальнейшего развития культуры славянских народов.

Образование Чешского государства. Чешское княжество образовалось на рубеже VII — VIII вв. В IX в. оно входило в состав Великой Моравии. Болеслав I (935 — 972), который происходил из княжеского рода Пшемысловичей, подчинил себе большинство чешских племен после распада Великой Моравии. Государство Пшемысловичей с центром в Праге обладало высокоразвитой для своего времени экономикой. Прага, расположенная на пересечении важнейших торговых путей, ведущих в Польшу, Венгрию, Киевскую Русь, на Балканский полуостров, стала одним из богатейших городов Европы.

Со времени основания епископства в Праге (973) союзником Пшемысловичей становится национальная церковь, которая помогает Болеславу II (973 — 999) завершить объединение всех чешских земель.

Чешское государство развивалось в обстановке постоянной борьбы против немецкой агрессии. В 1041 г. Бжетислав I был вынужден присягнуть на верность Германской империи и признать себя ее ленником. С этого времени Чехия вошла в состав империи.

Период феодальной раздробленности. С середины XI в. в Чехии наступил период феодальной раздробленности, который продолжался до конца XII в. Феодальная раздробленность здесь была непродолжительной и неглубокой. Экономические интересы и сравнительно небольшая территория страны позволяли пражскому князю быстро справляться с соперниками. Внешним фактором, способствовавшим укреплению единой феодальной монархии в Чехии, стали феодальные усобицы в Германской империи, благодаря которым было ослаблено вмешательство немецких феодалов во внутренние дела Чехии. Князю Владиславу II в 1158 г. удалось получить наследственный королевский титул. С этого времени Чехия стала именоваться королевством. В XIII в. Чехия была уже одним из самых сильных государств Центральной Европы. Поэтому, когда в 1241 г. монголо-татарские полчища вторглись на ее территорию, им был нанесен сокрушительный удар, который в значительной мере предотвратил их продвижение в Европу.

Укрепление государства при Пшемысле II. Избрание Люксембургов на чешский престол. Особенно укрепилась Чехия в период правления Пшемыс-ла II (1253 — 1278). Чехия завоевала Австрию, Шти-рию, Каринтию и Крайну и получила выход к Адриатическому морю. Немецкие князья опасались возраставшей силы Чешского государства, поэтому, когда Пшемысл II высказал притязания на корону императора, немецкие князья-выборщики (курфюрсты) предпочли ему Рудольфа Габсбургского, который вскоре отнял у Чехии австрийские и словенские земли.

В конце XIII в. чешский король Вацлав II (1278 — 1305) захватил польские земли и в 1300 г. короновался польской короной. Образовалось Польско-Чешское государство. Но уже в 1305 г. Польша отделилась от Чехии. После прекращения династии Пшемысловичей в 1306 г. император передал Чехию в лен Яну Люксембургскому (1310 — 1346). Вступая на престол, Ян выдал грамоту, в которой обязался хранить права и вольности чешских панов, не вводить никаких изменений без их согласия. Это привело к ограничению королевской власти. В это время возрастает значение сейма, который сложился в Чехии в XIII в.

Карл I (IV) Великий. Особенного расцвета Чехия достигла при короле Карле I (IV) Люксембургском (1346 — 1378), который являлся одновременно и императором Священной Римской империи. Это было время роста городов и развития ремесла. В стране возросла добыча железа и драгоценных металлов, развивалось сукноделие, ткачество. Успешно развивалось сельское хозяйство. Прага стала одним из самых крупных городов Европы, население ее выросло до 40 тыс. человек. Заботясь о просвещении народа и желая придать еще большее значение Праге, в 1348 г. Карл I основал Пражский университет. Он добился учреждения самостоятельного Пражского архиепископства, которое подчинялось непосредственно римской курии. Карл I много сделал для изменения архитектурного облика Праги, которая стала одним из красивейших городов Европы. В его правление сложилась просуществовавшая до XVII в. территория «Чешской короны», включавшая Чехию, Моравию, Верхнюю и Нижнюю Лужицы и Силезию, а Чешское государство стало одним из центров экономической, политической и культурной жизни Европы.

Предпосылки реформационного движения. К концу XIV в. социально-экономическое положение Чехии стало ухудшаться. Увеличилась денежная рента, возросли барщинные повинности крестьян, были ограничены права их свободного переселения. Церковь стала требовать с крестьян десятину деньгами. Это был один из самых тяжелых налогов. Усилились противоречия в городах между объединенными в цеха ремесленниками и патрициатом. Поскольку среди патрициата было много немцев, конфликты приобретали национальную окраску. Городские законы стояли на страже патрициата и не защищали права ремесленников и горожан.

Особенностью назревавшего конфликта была и его антикатолическая направленность. Католическая церковь являлась крупнейшим собственником в стране. Ей принадлежала почти половина всех обрабатываемых земель в Чехии. Архиепископству пражскому принадлежало, например, 900 сел, много городов. Десятками сел владели крупнейшие монастыри. Прелаты занимались ростовщичеством, продавали церковные должности. Разложение духовенства, а также засилие в нем немцев вызывали активный протест народа.

Движение началось с критики деятельности духовенства как не соответствующей Священному писанию. Проповедники Конрад Вальдгаузер, Ян Милич, Матвей из Янова стали выступать с обличениями злоупотреблений духовенства. В Чехии получило широкое распространение учение английского реформатора церкви Д. Уиклефа, направленное против папства и высшего духовенства.

Критику церкви продолжил магистр Пражского университета Ян Гус (1371 — 1415). Главную причину всех пороков духовенства Ян Гус видел в том, что церковь владеет громадными богатствами. Он требовал секуляризации церковного имущества, резко выступал против продажи индульгенций. Противопоставляя папу и церковь своего времени Христу и организации первых христиан, Ян Гус доказывал, что папа не является наместником Бога на земле, что это утверждение ложно и богохульно, а католическая церковь отошла в своей деятельности от Священного писания. Деятельность Яна Гуса способствовала созданию широкой оппозиции католической церкви. Римский папа вызвал Гуса на собор в Констанце. Ян Гус не отрекся от своих убеждений, за что был осужден собором и сожжен на костре 6 июля 1415 г.

Весть о сожжении Гуса привела в негодование все классы чешского общества. Последователи Гуса, развивая его учение в обрядовых вопросах, начали причащать народ «под обоими видами», то есть не только хлебом, как это требовала церковь, но и вином из чаши. Поскольку прежде «под обоими видами» причащалось только духовенство, этим подчеркивалось равенство всех перед Богом. Чаша стала символом Гуситского движения.

Восстание 1419 г. в Праге. Образование двух лагерей в гуситском движении. Чешское общество раскололось. Подавляющая часть народа называла себя гуситами. 30 июля 1419 г. началось восстание в Праге. Возмущенный народ, руководимый Яном Желив-ским, выбросил из окна ратуши членов городского магистрата, захватил власть и избрал свое управление. Гуситское движение вступило в период вооруженной борьбы, в ходе которой завершилось размежевание социальных сил внутри гуситов. Большинство примкнувших к движению мелких дворян и бюргеров образовали лагерь так называемых чашников или утраквистов, а городской плебс и крестьянство выделились в революционное крыло, которое по названию своего главного укрепленного центра — горы Табор — получило название таборитов.

Если табориты стремились к коренным социальным преобразованиям на основе свободы и братства, то чашники на первое место выдвигали требования секуляризации церковного имущества и создание «дешевой» церкви. Различие целей делали неизбежным обострение противоречий между ними. Но в 1420 г. над Чехией нависла внешняя опасность. Папа римский и германский император Сигизмунд Люксембургский, претендовавший на чешскую корону после смерти короля Вацлава IV, объявили крестовый поход против Чехии. Пять крестовых походов — в 1420, 1422 (дважды), 1427, 1431 гг. — не имели успеха. Под руководством талантливых полководцев Яна Жижки и Прокопа Великого гуситы отразили вторжения крестоносцев.

Несмотря на военные успехи, силы восставшей Чехии ослабевали. Многолетние войны, постоянные вторжения врагов и связанные с этим опустошения подорвали экономику страны. Значительная часть участников стала отходить от гуситского движения. Чашники, добившись уступок в свою пользу у Ба-зельского собора, открыто соединились с силами феодально-католического лагеря и 30 мая 1434 г. в бою под Липанами нанесли сокрушительное поражение войску таборитов.

Значение и последствия гуситского движения. Несмотря на поражение, гуситское движение нанесло удар католической церкви: она лишалась былой политической власти, вынуждена была пойти на компромисс с еретиками и согласилась на причащение под обоими видами; было секуляризовано церковное имущество, прекратилось взимание десятины; горожане также освободились от церковных поборов, стали самостоятельным сословием и получили представительство в сейме. Гуситское движение положило конец засилью в стране немецкого патрициата и духовенства, способствовало расцвету чешского языка и культуры.

После падения Табора крестьяне и плебс основали в 1453 г. общину «чешских братьев», идеологом которой был Петр Хельчицкий — известный чешский мыслитель. Позднее в общину вошли зажиточные горожане, а также представители панского и рыцарского сословий. «Братья» должны были жить по примеру ранних христиан, строго соблюдать правила морали, не занимать никаких высоких должностей, проповедовать непротивление злу насилием. С конца XV в. они сосредоточили свою деятельность на просвещении — основывали школы и типографии. Из среды «чешских братьев» вышли многие знаменитые чешские ученые — Ян Благослав, Я.А. Коменский и др. «Чешские братья» постоянно подвергались преследованиям.

Словакия в VIII — первой половине XV в. Словакия вместе с Чехией входила в состав Великой Моравии. В XI в. Словакия была включена в состав Венгерского королевства, оставаясь его составной частью до 1918 г.

Территория Словакии делилась на жупании. В конце XII в. их насчитывалось 15. Главой словацкой церкви был Остригомский архиепископ. В XII в. развиваются города Братислава, Нитра, Трнава, Коши-це, Банска-Штявница и др. Уже в XIII в. они имели самоуправление. Словакия экспортирует вино, хлеб, драгоценные металлы.

В начале XIV в. в условиях феодальной раздробленности Словакия становится уделом могущественного феодала Матоуша Чака Тренчанского. Феодальная анархия приводит к упадку городов.

В Словакии нашло отклик Гуситское движение. Распространению реформационных идей способствовали словацкие студенты, обучавшиеся в Праге, походы таборитов в Словакию. Но здесь выступления, подобного чешскому, не произошло. Венгерскому королю удалось ограничить могущество церкви, чем был ослаблен антикатолический накал. Однако чешские табориты, бежавшие после поражения в битве при Липанах (1434), положили начало широкому антифеодальному Братиковому движению (1445 — 1471) в Словакии.

Ссылка на источник: http://www.istmira.com/vsemirnaya-istoriya-s-drevnejshix-vremen-do-konca/1310-velikomoravskaya-derzhava-ix-v-chexiya-i.html


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами