Первое исполнение «Музыки фейерверка» Георга Фридриха Генделя


27 апреля 1749         ВеликобританияВеликобритания, Лондон

Великобритания, Лондон

Специалистам и большим любителям хорошо известна история этих произведений. Привожу краткие сведения для ознакомления неспециалистов.

Когда в точности была написана «Музыка на воде», неизвестно, сочинение относят к периоду с 1715 по 1717 годы.

По одной из версий, произведение было написано в 1715 году и должно было способствовать примирению композитора с английским королем Георгом I, бывшим ганноверским курфюрстом Георгом Людвигом, на службе у которого состоял Гендель. Свою службу Гендель нёс не слишком ревностно, позволял себе длительные отлучки, что и привело к недовольству короля.

Однако документы, указывающие на действительное исполнение произведения, относятся к 1717 году. 17 июля 1717 г. король принял участие в прогулке по Темзе, во время которой исполнялась «Музыка на воде». Возле королевской барки находилась барка с музыкантами, их было пятьдесят человек, они играли на самых разных инструментах: трубах, валторнах, гобоях, фаготах, флейтах, скрипках и контрабасах. Король был настолько восхищён музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него. Народ на берегах Темзы и в лодках на воде тоже принял участие в королевском веселье.

«Музыку на воде» составляют три сюиты. Точный порядок частей внутри сюит неизвестен, иногда перемешиваются части разных сюит. Вероятно, когда музыка звучала для короля, медленные, часто тихие части исполнялись, когда барки короля и оркестра находились рядом, а громкие, оживлённые части — когда барки отплывали друг от друга.

Сюита была создана Генделем в 1749 г. по заказу короля Георга II для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство.

Торжество с фейерверком готовилось для знати, дипломатов и приглашённых гостей, но было решено провести генеральную репетицию без фейерверка, на которой музыку мог послушать народ. О месте репетиции (состоится она в лондонском Грин-парке или в Воксхолл-гарденз) Гендель долго препирался с устроителями праздника.

Ещё бо?льшие споры вызвало стремление Генделя использовать в сюите струнные инструменты, в то время как король желал, чтобы играла только «военная музыка», то есть оркестр, состоящий из деревянных и медных духовых и литавр (оркестр должен был состоять из 16 гобоев, 15 фаготов, 20 валторн, 40 труб, 1 контрафагота, 8 пар литавр, 12 барабанов). Возникли трудности и с назначением даты генеральной репетиции, поскольку её хотел посетить герцог Камберлендский и потребовалось выбрать удобное для него время.

Генеральная репетиция состоялась 21 апреля 1749 г., в пятницу, в 11 часов утра. Входная плата составила два с половиной шиллинга. Сообщалось, что в репетиции участвовали 100 музыкантов, а слушателей собралось 12 тысяч. Конные экипажи и пешеходы, спешащие на представление, создали огромную пробку, и даже возникла драка.

Основное торжество прошло 27 апреля 1749 г. в Грин-парке в Лондоне. Музыка Генделя сопровождала грандиозный праздничный фейерверк. Режиссёром зрелища был известный архитектор и театральный декоратор Дж. Сервандони. Для музыкантов он возвёл громадное, напоминающее дорический храм деревянное здание высотой около 30 м и длиной около 117 м. После того как прозвучала музыка Генделя, дали знак к началу фейерверка. Был произведён салют из 101 медной пушки. Фейерверк оказался менее удачным, чем музыка. Построенное здание загорелось, когда на него упал барельеф Георга II. К счастью, никто не пострадал.

«Музыка фейерверка» была исполнена также на состоявшемся 27 мая 1749 г. благотворительном концерте в пользу лондонского Приюта (Foundling Hospital). Приют, основанный за десять лет до этого капитаном Томасом Корэмом и первоначально носивший название «Прибежище, служащее для обеспечения и воспитания брошенных и выгнанных детей», как раз в это время строил капеллу, и доходы от концерта частично покрыли расходы на строительство.

На торжестве каждую из трёх партий труб играли три музыканта, таким же образом обстояло дело и с тремя партиями валторн. Партию первого гобоя играли двенадцать, второго — восемь, а третьего — четыре исполнителя; партию первого фагота исполняли восемь, а второго — четыре музыканта. Дополняли оркестр литавры. Вероятно, на празднестве играла только «военная музыка», но на благотворительном концерте использовались и струнные инструменты, а духовых было гораздо меньше. В таком составе «Музыка фейерверка» исполняется и сейчас.

Имя сэра Н. Марринера в комментариях не нуждается, но краткие сведения о его коллективе я привожу.

Коллектив был основан в Лондоне Невиллом Марринером, собравшим многих заметных лондонских музыкантов. Название происходит от церкви Святого Мартина-в-полях, находящейся на Трафальгарской площади, в которой 13 ноября 1959 года оркестр провел свой первый концерт. Первоначально выступления в церкви Св. Мартина осуществлялись небольшой труппой музыкантов на струнных инструментах, без дирижера. Они сыграли ключевую роль в возрождении исполнений музыки эпохи барокко в Англии. С тех пор оркестр расширился, в его состав вошли духовые, но его размер может варьироваться в зависимости от исполняемого репертуара, который чрезвычайно широк и простирается от барокко до произведений современных композиторов.

Свою первую запись оркестр сделал для лейбла L’Oiseau-Lyre в Конвэй-холле (англ. Conway Hall) 25 марта 1961 года. Оркестр также записывался на лейблах Argo, Capriccio Records, Chandos Records, Decca Records, EMI, Hanssler Classic и Philips Records. У оркестра обширная дискография, он является самым «записывающимся» камерным оркестром, имея в своем резюме около 500 сессий звукозаписи. Когда Марринер не мог работать с оркестром, значительная часть записей производилась под руководством Айоны Браун и Кеннета Силлито.

Помимо «живых» выступлениий и многочисленных записей, ансамбль записал музыку к нескольким саундтрекам, в том числе Амадей (1984 г.), Английский пациент и Титаник (1997 г.). Бестселлером среди них является саундтрек к Амадею.

В феврале 1971 года оркестр был преобразован в коммерческое предприятие под названием «A.S.M. (Orchestra) Limited», директором которого стал Невилл Марринер. В 1992 директором стал Малколм Лэтчем, а с 1994-го — Джон Хили. Невилл Марринер имеет статус Пожизненного Президента.

Ссылка на источник: http://intoclassics.net/news/2012-12-13-19061


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами

Достопримечательности

1066

Лондонский Тауэр Лондонский Тауэр

1894

Тауэрский мост Тауэрский мост

1840—1860

Вестминстерский дворец Вестминстерский дворец

Города

1207

Ливерпуль Ливерпуль

VII век

Эдинбург Эдинбург

1609

Белфаст Белфаст