Бомбардировка Одессы (1854)


22 апреля 1854         УкраинаУкраина, Одесса

Украина, Одесса

Бомбардировка Одессы во время Крымской войны — эпизод Крымской войны. 10 апреля 1854 года объединённая англо-французская эскадра обстреляла, в попытке заставить капитулировать, порт и город Одессу. В результате обстрела порт и находящиеся в нём коммерческие суда были сожжены, однако ответный огонь русских береговых батарей не допустил высадки десанта. После обстрела эскадра союзников ушла в Крым.

Обороноспособность города

Одесса, крупнейший торговый порт Российской империи на Чёрном море и город с почти 100-тысячным населением, к началу Крымской войны была укреплена весьма слабо.

Шесть устроенных по случаю войны прибрежных батарей были вооружены 40 старыми, ещё чугунными и малопригодными крепостными орудиями, а в самом городе помещался отряд из 16 резервных батальонов с 76-ю орудиями и немного кавалерии под начальством генерал-адъютанта барона Остен-Сакена.

Усиливалась оборона единственным парусным 18-ти пушечным корветом «Калипсо», занимавшим брандвахтенный пост у входа в гавань.

Незадолго до бомбардировки

Еще в январе 1854 года флот союзников вошел в Чёрное море, а с момента объявления Великобританиией и Францией России войны 15 (27) марта 1854 года перешел к активным действиям и начал останавливать и захватывать все коммерческие суда под российским флагом.

29 марта (9 апреля) 1854 Черноморская эскадра союзников направила к берегам Одессы английский 16-ти пушечный паровой фрегат Furious (Буйный) для того, чтобы, как впоследствии заверяли союзники, эвакуировать из Одессы консулов союзных государств, а также всех прочих подданных этих государств, пожелавших бы покинуть Одессу. Предупреждения сигнальной батареи порта не подействовали на «британского парламентера», и его отогнали от Карантинной гавани четырьмя пушечными залпами. Тогда командующему русскими войсками генералу Д. Е. Остен-Сакену союзные адмиралы, английский Дондас и французский Гамелен, передали ультиматум: за мнимое «оскорбление парламентерского флага» выдать им все английские и французские купеческие корабли, на которые в связи с войной было наложено эмбарго, а также все русские суда, находящиеся в порту.

9 апреля английский паровой фрегат «Тигр» доставил адмиралу Дундасу, командующему британской эскадрой, находившемуся в Галлиполи, официальный документ — объявление английской королевой войны России. Спустя несколько часов французский корабль «Аяччио» доставил французскому адмиралу Гамлену подобное послание Наполеона III.

На ультиматум генерал ответил молчанием. Порт в то время был коммерческим, и город не был подготовлен к встрече с таким грозным противником. К началу войны морская артиллерия состояла из 20 старинных чугунных пушек на лафетах, в гарнизоне числилось 1100 штыков и 375 сабель.

Подготовка к битве

Военные стали срочно готовиться к обороне. Особое внимание обратили на оборону побережья и наблюдательную службу за морем. Из земли вырыли чугунные екатерининские пушки, вбитые в гавани для причаливания кораблей, исправные ставили на лафеты. Нашли ядра к ним. Всего соорудили и вооружили шесть батарей из 48 пушек, расположив их на молах порта от дачи Ланжерона до Бульварной лестницы. Левофланговую батарею №6 установили в Практической гавани на Военном молу. Ей дали только четыре орудия старого образца. Команда батареи состояла из 28 нижних чинов, из которых только четыре были кадровыми артиллеристами. Командиром батареи назначили 22-летнего прапорщика Александра Щеголева.

Ход сражения

10 апреля 1854 года противник, определив самое слабое звено обороны города — Практическую гавань, двинул к ней свои корабли. Сначала шли три паровых фрегата, ведя залповый огонь сортовой артиллерией по побережью. Затем подошли еще три английских фрегата и один французский. Карантинную гавань неприятель не обстреливал, так как в ней находились суда нейтральных государств. Всего подошло 28 боевых кораблей, в том числе 10 паровых крейсеров.

Так случилось, что основной удар приняла на себя шестая батарея Щеголева. Она отстреливалась особенными калеными на огне ядрами, вела борьбу с артиллерией противника, у которого было 350 орудий. Несмотря на то, что батарея была открыта со всех сторон огню противника, щеголевцы не дрогнули. Шесть часов неравного боя провели они, сражаясь сначала четырьмя, затем двумя орудиями.

8 (20) апреля союзный флот, в числе 28 вымпелов, под командованием адмирала Гамелена, подошёл к городу и встал на якорь в 3 1/2 милях от берега. Через два дня, в Страстную Субботу, выдвинув для обстрела корабли «Mogador», «Vauban», «Descartes», «Caton» (французские), «Samson», «Terrible», «Tiger», «Retribution», «Furious» (английские), направив к берегу отряд гребных шлюпок (по одной от каждого корабля, не участвующего в обстреле), вооружённых пушками небольших калибров, стрелявших зажигательными снарядами, открыл огонь против города и порта. Первой огонь всей этой мощи приняла на себя батарея № 6, расположенная на оконечности Практического Мола и вооружённая всего 4-мя орудиями под командой 21-летнего выпускника кадетского корпуса прапорщика Александра Щёголева, который, несмотря на полную несоразмерность сил, успешно отстреливался и успел зажечь французский фрегат «Vauban» — которому пришлось прекратить обстрел, выйти из строя и заняться тушением пожара. Батарея Щёголева замолчала только к часу по-полудни. Предпринятая попытка сделать высадку на шлюпках в районе Пересыпи была отражена картечью полевых орудий, однако никто из нападавших не пострадал.

Обстрел начался около 06:40 утра, а отбой был дан около 17:00. Так, один только фрегат «Terrible» выпустил по Одессе 572 заряда.

Потери и итоги

Целый день не только порт, но и мирный город находился под обстрелом кораблей. С российской стороны выбыло из строя до 250 нижних чинов; часть города, прилегающая к порту, была разрушена почти полностью (впрочем, союзники заявили, что разрушение города не было их целью), однако причалы порта, склады и, самое главное, русские и нейтральные коммерческие суда, находящиеся в момент атаки в гавани, были почти полностью уничтожены. Пострадал и памятник Ришельё — француз был одним их основателей города и памятник ему был установлен на Приморском бульваре, у начала Гигантской лестницы. Одно из ядер попало в основание памятника, повредив пьедестал.

У союзников повреждено было 4 фрегата, которые для починки отведены были в Варну. Сильнее всего пострадал пароход «Retribution». Англичане потеряли убитыми одного моряка, 10 были ранены, потери французов были выше, но так же незначительны. В конце сентября 1855 года, уже после падения Севастополя, под берег Одессы вновь явилась вся черноморская эскадра союзников, в составе 90 вымпелов. Из города в спешке начали выезжать жители, предполагая новую атаку на город, но в этот раз уже более разрушительную. При этом таможня, оберегающая одесский порто-франко, разрешала вывозить всё из порта внутрь страны без уплаты импортных пошлин. Эскадра простояла на рейде шесть дней и, под прикрытием опустившегося тумана, не произведя ни единого выстрела по городу, исчезла в неизвестном для горожан направлении.

Как оказалось впоследствии, появление союзнической эскадры под Одессой было военной хитростью — истинной целью союзников был Николаев и закрывающая подходы к нему с моря Кинбурнская крепость. Появившись под Одессой и сымитировав подготовку к её бомбардировке, союзники отвлекли силы русских, которые начали переброску подкреплений к городу, а затем неожиданно появившись под Кинбурном и овладели им.

Ссылка на источник: http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%91%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B


Фотографии о событии

Видеозаписи о событии



Связь с другими материалами